Анализ и художественные средства стих

Календарно – тематическое планирование по литературе в 10 классе (102 часа) (по программе В.Я.Коровиной)

№ п/п

Тема урока

Колво ча-сов

Содержание образования

Вид урока

Виды учебной деятельности

Планируемый результат освоения материала

Внутрипред-метные связи

Виды контроля

Домашнее задание

Сроки проведения

план

факт

1.

Русская литература XlX века в контексте мировой литературы.

1

Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Выявление уровня литературного развития учащихся

Лекция

Составление конспекта и лекции учителя

Знать основные темы и проблемы русской литературы 19 века, основные произведения писателей русской литературы первой половины 19 века.

Уметь раскрывать взаимосвязи русской литературы 19 века с мировой культурой, определять принадлежность отдельных произведений к литературным направлениям.

Литература: связь русской классики с литературой предшествующе го периода

( классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм)

Тезисный план или конспект лекции учителя

Вспомнить характерные черты классицизма, сентимента лизма, романтизма, реализма.

2

Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.

1

Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление уровня литературного развития учащихся

Лекция

Составление конспекта и лекции учителя

Литература: связь русской классики с литературой предшествующего периода

( классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм)

История: исторический фон эпохи, война 1812 года, восстание декабристов

Тезисный план или конспект лекции учителя

Подготовить сообщение о А.Пушкине

3

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество

1

А. С. П у ш к и н. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии

Лекция

Составление конспекта лекции учителя

Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках

Знать о художественных открытиях Пушкина, особенности романтической лирики Пушкина.

Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину; выразительно читать стихотворения, выступать с сообщением на литературную тему.

Литература: особенности русского романтизма

Выразит. Чтение стих-ий, инд. сообщение ответы на проблем ные вопросы

Выразительно читать стих-ия «Погасло дневное светило...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Демон».подготовить инд. сообщение

4.

Романтическая лирика А. С. Пушкина периода южной и михайловской ссылок.

1

Романтическая лирика А. С. Пушкина периода южной и михайловской ссылок (с повторением ранее изученного). «Погасло дневное светило...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Демон». Трагизм

мировосприятия и его преодоление

Беседа

Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках, анализ текстов

Знать о художественных открытиях Пушкина, особенности романтической лирики Пушкина.

Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину; выразительно читать стихотворения, выступать с сообщением на литературную тему.

История: восстание декабристов

Выразит. Чтение стих-ий, инд. сообщениеответы на проблем ные вопросы

Выразительно читать стих-ия «Поэт», «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной...»), «Осень»,подготовить инд. сообщение

5.

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

1

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (с повторением ранее изученного). «Поэт», «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной...»), «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»

Практи- кум

Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках, анализ текстов

Выразит. Чтение стих-ий, инд. сообщениеответы на проблем ные вопросы

Выразительно читать стих-ия «Вольность», «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти», подготовить инд. сообщение

6.

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина.

1

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти»

Практи- кум

Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках, анализ текстов

Знать основные этапы эволюции темы свободы в творчестве Пушкина.

Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину; выразительно читать стихотворения, выступать с сообщением на литературную тему.

История: восстание декабристов

Выразит. Чтение стих-ий, инд. сообщениеответы на проблем ные вопросы

Выразительно читать стих-ия Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...» подготовить инд. сообщение

7.

Философская лирика А. С. Пушкина.

1

Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...».

Практи-кум

Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках, анализ текстов

Знать, какое воплощение в творчестве Пушкина получили «вечные темы», почему поэт обратился к их религиозно-философскому осмыслению. Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину; выразительно читать стихотворения, выступать с сообщением на литературную тему.

Выразит. Чтение стих-ий, инд. сообщение ответы на проблем ные вопросы

Прочитать анализ и художественные средства стих поэму Пушкина «Медный всадник», подготовить индивид. сообщение

8.

Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник»

1

Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник»

Лекция беседа

Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках, анализ текстов

Знать основные образы поэмы, своеобразие жанра и композиции.

Уметь раскрывать конфликт личности и государства, изображённый в поэме через образ стихии, образы Евгения и Петра I.

История: деятельность Петра l.

Искусство: памятник Петру работы Фальконе (1782 г.)

Выразит. чтение, устное словесное рисование, сравнит. анализ, ответы на проблем-ные вопросы.

подготовить индивид. Сообщение о Петре Первом

9.

Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник».

1

Образ Петра I как царя-преобразова-теля в поэме «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России

Беседа

Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках, анализ текстов

История: деятельность Петра l.

Искусство: памятник Петру работы Фальконе (1782 г.)

чтение, устное словесное рисование, сравнит. анализ, ответы на проблем-ные вопросы

Подготовиться к сочинению по творчеству А.С.Пушкина

10.

Классное сочинение по творчеству А.Пушкина

1

Развитие речи

Владение навыками создания собственного текста и его редактирова-ния.

Составле-ние текста сочинения

11.

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова.

1

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон, я другой...». Романтизм и реализм в творчестве поэта

Лекция беседа

Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках, анализ текстов

Знать основные темы и мотивы в творчестве Лермонтова и уметь их раскрывать.

Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину, подчёркивая развитие в его творчестве пушкинских традиций.

Выразит. Чтение стих-ий, инд. сообщение ответы на проблем ные вопросы

Прочитать стихи Лермонтова Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») и др.

12.

Анализ стихотворения «Молитва»

1

Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») ;

Практи-кум беседа

Владение навыками анализа стихотворного текста

Знать основные темы и мотивы в творчестве Лермонтова и уметь их раскрывать.

Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину, подчёркивая развитие в его творчестве пушкинских традиций.

Анализ текста

Прочитать стих-ия Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Завещание»

13.

Мотив трагического одиночества в творчестве Лермонтова

1

Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Завещание»

Практи-кум

Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках, анализ текстов

ИЗО: «Эпизод сражения при Валерике» (рисунок М.Ю.Лермонтова)

Выразит. Чтение стих-ий, инд. сообщение ответы на проблем ные вопросы

Прочитать стих-ие «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Выхожу один я на дорогу...»

14.

Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова

1

Философские мотивы лирики Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Как часто, пестрою толпою окружен...» как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу...»

Беседа практи-кум

Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках, анализ текстов

Выразит. Чтение стих-ий, инд. сообщение ответы на проблем ные вопросы

Прочитать стих-ия о любви, подготовить инд. сообщ.

15.

Тема любви в творчестве Лермонтова

1

Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. Любовь как страсть, приносящая страдания.

Урок вне классно-го чтения

Чтение и полноценное восприятие стих-ий, Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках, анализ текстов

Знать адресатов любовной лирики Лермонтова, основные положения пушкинской и лермонтовской концепции любви и их отражение в художественном творчестве поэтов. Уметь анализировать и интерпретировать стих-ия, сравнивать художественные произведения Пушкина и Лермонтова о любви, выразительно читать стих-ия, соблюдая нормы литературного произношения, находить нужную информацию в источниках разного типа, выступать с сообщением.

Литература: любовная лирика А.С.Пушкина.

ИЗО: портреты Е.А.Сушковой, Н.Ф.Ивановой, В.Лопухиной, Е.Быховец.

Выразит. чтение, устное словесное рисование, сравнит. анализ, ответы на проблем-ные вопросы

Подготовиться к проверочной работе по творчеству Лермонтова

16.

Проверочная работа по лирике Лермонтова

1

Проверочная работа по лирике Лермонтова. Тестирование

Урок контроля

Владение навыками создания собственного текста и его редактиров-ия.

Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи

Тестирова-ние

Подготовить сообщение о Гоголе, прочитать романтические произведения Гоголя Н.В.

17.

Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). Романтические произведения Гоголя.

1

Н. В. Г о г о л ь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начало в сборнике «Миргород»

Лекция беседа

Свободная работа с текстом и дополнитель-ной литературой

Знать особенности стиля Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

Уметь анализировать прозаическое произведение

ИЗО: портрет Н.В.Гоголя

Выразит. чтение, устное словесное рисование, сравнит. анализ, ответы на проблем-ные вопросы

Прочитать «Петербургские повести» Гоголя, ответить на вопросы

18.

«Петербургские повести» Н. В. Гоголя. Образ «маленького человека»

1

«Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях» |

Беседа

Свободная работа с текстом и дополнитель-ной литературой

Литература: образ «маленького человека» в произведениях Пушкина.

Сравнит. анализ, ответы на проблем-ные вопросы

Подготовить сообщение по теме «Петербург как мифический образ бездушного и обманного города».

19.

Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга.

1

Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода

Практи-кум

Свободная работа с текстом и дополнитель-ной литературой, устное словесное рисование, анализ эпизода.

Знать содержание повести «Невский проспект», характерные черты образа Петербурга в произведениях Гоголя и Пушкина. Уметь устно нарисовать картину Невского проспекта, владеть навыками краткого пересказа, анализировать и интерпретировать текст повести, выявляя способы выражения авторской позиции.

Литература: образ Петербурга в творчестве А.Пушкина.

ИЗО: картины, изображающие Петербург XlX века.

Сравнит. анализ, ответы на проблем-ные вопросы

20.

Сочетание трагедийности и комизма, реальности и фантастики в повести «Невский проспект».

1

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»

Беседа

Свободная работа с текстом и дополнитель-ной литературой, устное словесное рисование, анализ эпизода.

Сравнит. анализ, ответы на проблем-ные вопросы

Прочитать повесть Н.В.Гоголя «Портрет», подготовить сообщения.

21.

Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»

1

Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»

Урок вне классно-го чтения

Уметь владеть навыками краткого пересказа, анализировать и интерпретировать текст повести, выявляя способы выражения авторской позиции.

Сообщения по теме, краткий пересказ

Подготовиться к сочинению по творчеству Н.В.Гоголя

22- 23.

Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя

2

Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя

Уроки развития речи

Владение навыками создания собственного текста и его редактирова-ния.

Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи.

Составле-ние текста сочинения

Подготовить сообщение

24.

Русская литература второй половины XIX века (обзор)

1

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы

Лекция

Поиск информации по заданной теме в различных источниках, использование мультимедийных ресурсов для систематизации информации.

Знать о появлении «новой волны» в русском реализме, революционно-демократической критике, «эстетической критике»,религиозно-философской мысли 80-х – 90-х гг.

Уметь при помощи компьютера систематизировать и презентовать результаты познавательной деятельности

История: историческая обстановка в России в 1850-60-е годы.

Составлен-ие историко-культурной таблицы

Закончить таблицу, подготовить сообщения, ответить на вопросы.

25.

И. А. Гончаров Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии.

1

И. А. Г о н ч а р о в. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика

Лекция беседа

Поиск информации по заданной теме в различных источниках, использование мультимедийных ресурсов для систематизации информации

Знать основные моменты биографии писателя, своеобразие художественного таланта писателя (запечатлеть историю человеческой души).

Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии.

ИЗО: портреты И.А.Гончарова кисти К.А.Горбунова и Н.К.Крамского.

Выразит. чтение, устное словесное рисование, сравнит. анализ, ответы на проблем-ные вопросы

Подготовить краткий пересказ романа, сообщение об Обломове. Подготовить сравнительный анализ Обломова и Штольца.

26.

Диалектика характера Обломова.

1

Обломов - «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову. Обломов и Штольц.

Беседа практи-кум

Свободная работа с текстом и дополнитель-ной литературой, устное словесное рисование, анализ эпизода.

Уметь давать характеристику Обломову, видеть противоречивость его образа, роль детали в характеристике героя, роль главы «Сон Обломова» в раскрытии сути этого персонажа, идейного содержания романа. Уметь отбирать материал для сравнительного анализа, обращая внимание на сходство и различие персонажей романа. Уметь развёрнуто обосновывать рассуждения, приводить доказательства

ИЗО: рисунки В.Табурина, литография К.Чичагова, офорт С.М.Шор

Комментир. чтение, устное словесное рисование, сравнит. анализ, ответы на проблем-ные вопросы

Подготовить сопоставитель-ный анализ образов Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной, ответить на вопросы

27.

«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе.

1

«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе

Беседа практи-кум

Свободная работа с текстом и дополнитель-ной литературой, сравнительный анализ, устное словесное рисование, анализ эпизода.

Знать, какое отражение получили в романе «Обломов» «рациональный» и «сердечный» типы любви.

Уметь отбирать материал для сравнительного анализа, обращая внимание на сходство и различие персонажей романа.

Комментир. чтение, устное словесное рисование, сравнит. анализ, ответы на проблем-ные вопросы

Подготовить сообщение по теме «Роман «Обломов» в русской критике»

28.

Роман «Обломов» в русской критике

1

«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике

Семинар

Свободная работа с текстом и дополнитель-ной литературой, сравнительный анализ,

Уметь делать выписки из литературоведческих статей, развёрнуто обосновывать рассуждения, приводить доказательства

Сравнит. анализ, ответы на проблем-ные вопросы

Подготовить сообщение о жизни и творчестве Н.Островского, прочитать страницы учебника

29.

А.Н.Островский. Жизнь и творчество Традиции русской драматургии в творчестве писателя.

1

А. Н. Островский. Жизнь и творчество Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.

Лекция, беседа

Поиск информации по заданной теме в различных источниках, использование мультимедийных ресурсов для систематизации информации

Знать основные моменты биографии писателя, о его вкладе в развитие русского национального театра, о новаторстве Островского.

Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии.

ИЗО: портрет А.Островского кисти В.Г.Перова.

Тезисный план или конспект лекции учителя, сравнительный анализ текста пьес

Подготовить сообщения о драме «Гроза».

30

Драма «Гроза». Своеобразие конфликта. Смысл названия.

1

Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия.

Лекция, беседа

Поиск информации по заданной теме в различных источниках, использование мультимедийных ресурсов для систематизации информации

Знать о самодурстве как социально-психологическом явлении.

Уметь характеризовать самодуров и их жертвы, работая с текстом, анализировать сцены пьесы, объяснять их связь с проблематикой произведения; составлять подробную характеристику образа Катерины, выявлять средства характеристики персонажа. Уметь делать выписки из литературоведческих статей, развёрнуто обосновывать рассуждения, приводить доказательства

ИЗО: портрет А.Островского кисти В.Г.Перова

Комментир. чтение, устное словесное рисование, сравнит. анализ, ответы на проблем-ные вопросы

Подготовить выборочный пересказ на тему «Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства».

31

Образ города Калинова.

1

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Трагедийный фон пьесы.

Беседа, практи-кум

Свободная работа с текстом и дополнитель-ной литературой, сравнительный анализ,

Знать о самодурстве как социально-психологическом явлении.

Уметь владеть навыками краткого пересказа, характеризовать самодуров и их жертвы, работая с текстом, анализировать сцены пьесы, объяснять их связь с проблематикой произведения, развёрнуто обосновывать рассуждения, приводить доказательства

ИЗО: портрет А.Островского кисти В.Г.Перова

Комментир. чтение, выборочный пересказ, устное словесное рисование, сравнит. анализ, ответы на проблем-ные вопросы

Подготовить выборочный пересказ на тему «Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины.»

32

Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины.

1

Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы. Нароно-поэтическое и религиозное в образе Катерины.

Беседа, практи-кум

Свободная работа с текстом и дополнитель-ной литературой, сравнительный анализ,

Уметь составлять подробную характеристику образа Катерины, выявлять средства характеристики персонажа. Уметь делать выписки из литературоведческих статей, развёрнуто обосновывать рассуждения, приводить доказательства

ИЗО: иллюстрация С.В.Герасимова «Катерина» к драме «Гроза».

Комментир. чтение, выборочный пересказ, устное словесное рисование, анализ текста драмы, ответы на проблем-ные вопросы

Ответить на вопросы, прочитать материал учебника.

33

Драматургическое мастерство Островского. А.Н.Островский в критике.

1

Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Драматургическое мастерство Островского. А.Н.Островский в критике.»Луч света в «тёмном царстве» Н.А.Добролюбова.

Практи-кум

Свободная работа с текстом и дополнитель-ной литературой,

Уметь делать выписки из литературоведческих статей, развёрнуто обосновывать рассуждения, приводить доказательства

Театр: история сценической постановки «Грозы».

Сравнит. анализ, ответы на проблем-ные вопросы

Подготовить материал к сочинению

34

Подготовка к домашнему сочинению по драме А. Н. Островского «Гроза»

1

Подготовка к домашнему сочинению по драме А. Н. Островского «Гроза»

Урок развития речи

Владение навыками создания собственного текста и его редактирова-ния.

Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи.

Русский язык: особенности построения текста-рассуждения (тезис, доказательство, вывод)

Составле-ние текста сочинения

Написать сочинение

35

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество.

1

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). «Записки охотника» и их место в русской литературе

Лекция, беседа

Поиск нужной информации по теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.

Знать о личности и судьбе Тургенева, его творческих и этических принципах, о психологизме его произведений. Уметь делать сообщения.

ИЗО: портрет И.С.Тургенева.

Тезисный план или конспект лекции учителя.

Прочитать роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».

36

История создания романа «Отцы и дети».

1

И. С. Тургенев - создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети»

Лекция, беседа

Свободная работа с текстом, понимание его специфики, выборочный пересказ.

Знать, как отражены в романе политическая борьба 60-х годов, положение пореформенной России; историю создания романа, смысл названия, нравственную и философскую проблематику романа

Уметь отбирать материал для выборочного пересказа, осуществлять словесное рисование, аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера.

ИЗО: портрет И.С.Тургенева.

История: противостояние либералов и революционеров-демократов в конце 1850-х годов

Комментир. чтение, выборочный пересказ, устное словесное рисование, анализ текста, ответы на проблем-ные вопросы

Прочитать материал учебника и подготовить сообщение по теме «Базаров. Его сторонники и противники».

37.

Базаров. Его сторонники и противники.

1

Базаров - герой своего времени. Духовный конфликт героя( различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отражённый в заглавии и легший в основу романа.

Практи-кум

Свободная работа с текстом, понимание его специфики.

Уметь анализировать текст, видеть авторский замысел о Базарове как натуре могучей, но ограниченной естественнонаучными рамками. Уметь отбирать материал для выборочного пересказа, осуществлять словесное рисование, аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера.

ИЗО: портрет И.С.Тургенева.

История: противостояние либералов и революционеров-демократов в конце 1850-х годов

Комментир. чтение, выборочный пересказ, устное словесное рисование, анализ текста, ответы на проблем-ные вопросы

Подобрать материал для сравнительного анализа Базаров и Кирсановы.

38.

Трагическое одиночество Базарова.

1

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети». Духовный конфликт героя( различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отражённый в заглавии и легший в основу романа.

Практи-кум, беседа

Поиск нужной информации по заданной теме в различных источниках, владение основными видами публичных выступлений

Уметь выявлять общественные, культурные, духовные ориентиры «отцов» и «детей», выполняя проблемные задания по тексту; представлять и защищать свою позицию.

ИЗО: портрет И.С.Тургенева.

История: противостояние либералов и революционеров-демократов в конце 1850-х годов

Комментир. чтение, выборочный пересказ, устное словесное рисование, анализ текста, ответы на проблем-ные вопросы

Прочитать материал учебника и подготовить сообщение по теме «Любовь в романе «Отцы и дети», подготовить материал по образу Одинцовой.

39.

Любовь в романе «Отцы и дети».

1

Любовь в романе «Отцы и дети». Базаров в ситуации русского человека на рандеву.

Практи-кум, беседа

Свободная работа с текстом, понимание его специфики, выборочный пересказ, сопоставительный анализ

ИЗО: портрет И.С.Тургенева.

Подготовиться к анализу эпизода: повторить план анализа, перечитать эпизод «Смерть Базарова».

40.

Анализ эпизода «Смерть Базарова».

1

Анализ эпизода «Смерть Базарова». Трагическое одиночество Базарова. Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети».

Урок развития речи

Свободная работа с текстом и дополнитель-ной литературой

Знать, какую роль в произведении Тургенев отводит испытанию смертью, в чём заключается смысл финальной сцены, причины полемики, возникшей вокруг романа, мнения критиков и автора о фигуре главного героя.

Уметь аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера; выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи, сравнивать различные точки зрения на образ главного героя.

ИЗО: портрет И.С.Тургенева.

Комментир. чтение, выборочный пересказ, устное словесное рисование, анализ текста, ответы на проблем-ные вопросы

Подготовить материал к домашнему сочинению по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

41.

Подготовка к домашнему сочинению по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

1

Подготовка к домашнему сочинению по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Урок развития речи

Владение навыками создания собственного текста и его редактирова-ния.

Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи.

Составле-ние текста сочинения

Написать сочинение.

42.

Зачетная работа за первое полугодие.

1

Зачетная работа за первое полугодие. Тестирование т

Урок контроля

Поиск информации по заданной теме в различных источниках, использование мультимедийных ресурсов для систематизации информации

Знать основные понятия, биографию писателей и поэтов, изученных в первом полугодии.

Уметь находить нужную информацию из разных источников.

Тестирова-ние

Подготовить сообщения о жизни и творчестве Ф.И.Тютчева, прочитать стихотворения Silentium!», «Не то, что мните вы, природа,..», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Природа - сфинкс...»

43.

Ф. И. Тютчев – наследник классицизма и поэт-романтик.

Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Философский характер тютчевского романтизма.. Единство мира и философия природы в его лирике. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа,..», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Природа - сфинкс...»

Лекция, беседа, практи-кум

Поиск нужной информации по заданной теме в различных источниках, использование мультимедийных ресурсов и КТ для систематизации информации.

Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Создание собственного текста, анализ стихотворного произведения

Знать о романтической литературе XIX в., её представителях, об эстетической концепции поэтов «чистого искусства», об изоб-выраз. средствах их произведений; о философском характере лирики поэта.

Уметь анализировать стихотворение в единстве формы и содержания, определять авторский стиль.

ИЗО: портрет Ф.И.Тютчева

Тезисный план или конспект лекции учителя.

Прочитать стихотворения «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять.,.»

44

Идеал

Тютчева – слияние человека с Природой и Историей.

1

Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять.,.»

Лекция, беседа, практи-кум

Знать о романтической литературе XIX в., её представителях, об эстетической концепции поэтов «чистого искусства», об изоб-выраз. средствах их произведений; о философском характере лирики поэта.

Уметь анализировать стихотворение в единстве формы и содержания, определять авторский стиль.

ИЗО: портрет Ф.И.Тютчева

Устное словесное рисование, анализ текста, ответы на проблем-ные вопросы

Прочитать стихотворения «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...»)

45

Любовная лирика

Ф. И. Тютчева.

1

Любовная лирика

Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...»)

Лекция, беседа, практи-кум

ИЗО: портрет Ф.И.Тютчева

Литература:

любовная лирика А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова

Устное словесное рисование, анализ текста, ответы на проблем-ные вопросы

Подготовить сообщения о жизни и творчестве А.Фета, прочитать стихотворения «Даль», «Это утро, радость эта...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...» и др.

46

А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы.

А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждаю-щее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...» и др.

Лекция, беседа, практи-кум

Поиск нужной информации по заданной теме в различных источниках, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.

Свободная работа с текстом, понимание его специфики.

Создание собственного текста.

Знать о глубоком психологизме лирики Фета, об изобразительно-выразительных средствах его произведений.

Уметь анализировать стихотворения и интерпретировать стихотворения Фета, обращая внимание на особенности их поэтического языка, выразительно читать стихотворение, соблюдая нормы литературного произношения.

ИЗО: портрет А.Фета.

Литература: основные положения теории «чистого искусства».

Устное словесное рисование, анализ текста, ответы на проблем-ные вопросы

Прочитать стихотворения «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Певице» и др

47

Любовная лирика

А. А. Фета. Импрессионизм поэзии Фета.

1

Любовная лирика А. А. Фета. «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Певице» и др. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета. Домашнее сочинение-миниатюра по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

Лекция, беседа, практи-кум

Свободная работа с текстом, понимание его специфики.

Создание собственного текста.

Знать о глубоком психологизме лирики Фета, об изобразительно-выразительных средствах его произведений.

Уметь анализировать стихотворения и интерпретировать стихотворения Фета, обращая внимание на особенности их поэтического языка, выразительно читать стихотворение, соблюдая нормы литературного произношения.

ИЗО: портрет А.Фета.

Литература: основные положения теории «чистого искусства».

Устное словесное рисование, анализ стихотворного текста, ответы на проблем-ные вопросы

Подготовить сообщения о жизни и творчестве А.К.Толстого, прочитать стихотворения «Слеза дрожит в твоем ревнивом взо- ре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...»

48

А. К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии.

1

А. К. То л с т о й. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взо- ре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...»

Урок вне классно-го чтения

Свободная работа со стихотворными текстами. Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.

Свободная работа с текстом, понимание его специфики.

Создание собственного текста.

Знать основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого.

Уметь составлять комментарий, анализировать и интерпретировать стихотворения А.К.Толстого, обращая внимание на особенности их поэтического языка, выразительно читать стихотворение, соблюдая нормы литературного произношения.

Музыка: одноимённый романс П.И.Чайковского

Тезисный план или конспект лекции учителя. Устное словесное рисование, анализ текста, ответы на проблем-ные вопросы

Подготовить сообщения о жизни и творчестве Н.А.Некрасова. Прочитать стихотворения «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Надрывается сердце от муки...» и др.

49

Н. А.Некрасов. Жизнь и творчество. Некрасов-журналист.

1

Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Надрывается сердце от муки...» и др.

Лекция, беседа

Свободная работа со стихотворными текстами. Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.

Свободная работа с текстом, понимание его специфики.

Создание собственного текста.

Знать биографию писателя, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство Некрасова, трёхсложные размеры стиха. Знать, какие художественные приёмы использовал поэт, воссоздавая картинв народной жизни.

Уметь анализировать стихотворения с точки зрения их идейного содержания и художественной формы

ИЗО: портрет Н.А.Некрасова

Тезисный план или конспект лекции учителя. Устное словесное рисование, анализ текста, ответы на проблем-ные вопросы

Прочитать стихотворения «Рыцарь на час», «Умру я скоро...», «Блажен незлобивый поэт...» и др.

50

Героическое и жертвенное в образе разночинца- народолюбца.

1

Героическое и жертвенное в образе разночинца- народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро...», «Блажен незлобивый поэт...» и др.

Лекция, беседа, практи-кум

ИЗО: портрет Н.А.Некрасова

Устное словесное рисование, анализ текста, ответы на проблем-ные вопросы

Прочитать стихотворения «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом...»л «Музе», «О Муза! Я у двери гроба...», «Поэт и Гражданин» и др.

51

Н. А. Некрасов о поэтическом труде.

1

Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом...»л «Музе», «О Муза! Я у двери гроба...», «Поэт и Гражданин» и др.

Лекция, беседа, практи-кум

ИЗО: портрет Н.А.Некрасова

Устное словесное рисование, анализ текста, ответы на проблем-ные вопросы

Прочитать стихотворения. «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Тройка», «Внимая ужасам войны...» и др.

52

Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики Н.Некрасова.

1

Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Тройка», «Внимая ужасам войны...» и др.

Беседа, практи-кум

Чтение и полноценное восприятие стихотворений, самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Анализ стихотворений.

Знать, какое развитие получила в лирике Некрасова любовная тема, в чём заключается художественное своеобразие его «Панаевского цикла».

Уметь составлять комментарий, анализировать и интерпретировать стихотворения Н.А.Некрасова, обращая внимание на особенности их поэтического языка, выразительно читать стихотворение, соблюдая нормы литературного произношения.

ИЗО: портрет Н.А.Некрасова, В.Панаевой.

Устное словесное рисование, анализ текста, ответы на проблем-ные вопросы

Подготовить сообщение об истории создания поэмы. Прочитать поэму «Кому на Руси жить хорошо»

53

Поэмы Н.Некрасова, их содержание, поэтический язык. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

1

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка».'"".

Беседа, практи-кум

Свободная работа с текстом, понимание его специфики.

Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства

Знать историю создания поэмы; о проблеме нравственного идеала счастья, нравственного долга, греха, покаяния.

Уметь выявлять лучшие черты русского национального в образе крестьян; характеризовать образ Гриши Добросклонова как народного заступника

Литература: особенности фольклорных жанров (сказки, загадки, пословицы, поговорки, обрядовая поэзия, былины и др.)

Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав.

Подготовить сообщения по теме «Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформен-ная и пореформенная Россия в поэме».

54

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

1

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства

Беседа, практи-кум

Свободная работа с текстом, понимание его специфики.

Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства

Литература: особенности фольклорных жанров (сказки, загадки, пословицы, поговорки, обрядовая поэзия, былины и др.)

Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав.

Подготовить сообщения по теме «Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

55

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

1

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Беседа, практи-кум

Свободная работа с текстом, понимание его специфики.

Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства

Литература: особенности фольклорных жанров (сказки, загадки, пословицы, поговорки, обрядовая поэзия, былины и др.)

Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав.

Подготовить сообщения по теме «Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме.

56

Особенности поэтического языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

1

Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме.

Беседа, практи-кум

Свободная работа с текстом, понимание его специфики.

Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства

Литература: особенности фольклорных жанров (сказки, загадки, пословицы, поговорки, обрядовая поэзия, былины и др.)

Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав.

Подготовить материал к сочинению по творчеству Н.А.Некрасова.

57

Подготовка к домашнему сочинению по творчеству ' Н. А. Некрасова

1

Подготовка к домашнему сочинению по творчеству ' Н. А. Некрасова

Урок развития речи

Владение навыками создания собственного текста и его редактирова-ния.

Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи.

Русский язык : структура сочинения-рассуждения.

Составле-ние плана, текста сочинения

Написать сочинение.

58

М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество

1

М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика сказок

М.Е. Салтыкова-Щедрина

Беседа, лекция,

практи-кум

Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.

Свободная работа с текстом, понимание его специфики.

Знать о жизненном и творческом подвиге писателя, особенностях сатиры писателя.

Уметь делать индивидуальные сообщения о жизни и творчестве писателя, сатирических приёмах; определять особенности жанра, композиции, проблематику произведения, роль художественных средств в раскрытии его идейного содержания

История: исторический комментарий к произведению С.-Щ. (призвание варяжских князей на Русь, истории дворцовых переворотов 18 века, деятельность Павла Первого и Аракчеева и др.)

Тезисный план или конспект лекции учителя. Устное словесное рисование, анализ текста, ответы на проблем-ные вопросы

Прочитать роман «История одного города», подготовить выборочный пересказ, ответить на вопросы.

59

«История одного города» - ключевое художественное произведение писателя.

1

Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа.

Беседа, лекция,

практи-кум

Свободная работа с текстом, понимание его специфики.

Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства

знать, какие сатирические приёмы использовал С-Щ. в процессе создания образов градоначальников и народа; почему «История одного города» может быть названа сатирическим гротесковым романом.

Уметь анализировать и интерпретировать художественный текст с учётом своеобразия его сатирической природы.

Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав

Подготовить сообщения по теме «Образы градоначальников».

60

Образы градоначальников.

1

Образы градоначальников. Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа. Сатира как выражение общественной позиции писателя.

Беседа, лекция,

практи-кум

Свободная работа с текстом, понимание его специфики.

Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства

Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав

Подготовить сообщения по жизни и творчеству Л.Н.Толстого

61

Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути.

1

Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека

Беседа, лекция,

практи-кум

Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.

Знать основные этапы жизни и творчества Толстого, особенности творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий.

Уметь делать индивидуальные сообщения на заданную тему

ИЗО: портреты писателя 1849 и 1851 гг., портреты кисти И.Н.Крамского, Н.Н.Ге, И.Е.Репина.

Тезисный план или конспект лекции учителя, Презентация

Подготовиться к уроку ВЧ по «Севастопольским рассказам» Л.Толстого.

62

Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого

1

Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого

Урок ВЧ

Свободная работа с текстом, понимание его специфики.

Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства

Знать историю создания «Севастопольских рассказов».

Уметь видеть жанровое, идейно-художественное своеобразие, особенности сюжета.

Уметь делать индивидуальные сообщения на заданную тему

ИЗО: портреты писателя 1849 и 1851 гг., портреты кисти И.Н.Крамского, Н.Н.Ге, И.Е.Репина.

Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав

Прочитать роман «Война и мир», подготовить сообщения по теме.

63

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе

1

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра романа-эпопеи. Образ автора в романе.

Беседа, лекция,

практи-кум

Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.

Знать историю создания и смысл названия романа.

Уметь видеть жанровое, идейно-художественное своеобразие. Особенности сюжета романа-эпопеи

Уметь делать индивидуальные сообщения на заданную тему.

Уметь анализировать и интерпретировать художественный текст с учётом своеобразия его сатирической природы.

ИЗО: портреты писателя 1849 и 1851 гг., портреты кисти И.Н.Крамского, Н.Н.Ге, И.Е.Репина.

История: Наполеоновские войны, участие России в заграничных походах 1805-07 гг., Отечественная война 1812 г. Восстание декабристов

Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав

Прочитать роман «Война и мир», подготовить сообщения по теме «Духовные искания Андрея Болконского»

64

Духовные искания Андрея Болконского

1

Духовные искания Андрея Болконского. Рационализм Андрея Болконского. Просвещённые герои и их судьбы в водовороте исторических событий.

Беседа,

практи-кум

Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста

Уметь характеризовать путь нравственных исканий героев, выявлять средства характеристики персонажей, анализировать эпизод;

Уметь делать индивидуальные сообщения на заданную тему.

ИЗО: портреты писателя 1849 и 1851 гг., портреты кисти И.Н.Крамского, Н.Н.Ге, И.Е.Репина.

История: Наполеоновские войны, участие России в заграничных походах 1805-07 гг., Отечественная война 1812 г. Восстание декабристов

Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав

Прочитать роман «Война и мир», подготовить сообщения по теме «Духовные искания Пьера Безухова».

65

Духовные искания Пьера Безухова

1

Духовные искания Пьера Безухова. Эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Просвещённые герои и их судьбы в водовороте исторических событий.

Беседа,

практи-кум

Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста

Уметь характеризовать путь нравственных исканий героев, выявлять средства характеристики персонажей; видеть приём «диалектики души» в изображении П. Безухова; анализировать эпизод; давать сравнительную характеристику Болконского и Безухова

ИЗО: портреты писателя 1849 и 1851 гг., портреты кисти И.Н.Крамского, Н.Н.Ге, И.Е.Репина.

История: Наполеоновские войны, участие России в заграничных походах 1805-07 гг., Отечественная война 1812 г. Восстание декабристов

Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав

Прочитать роман «Война и мир», подготовить сообщения по теме «Женские образы в романе «Война и мир»

66

Женские образы в романе «Война и мир»

1

Женские образы в романе «Война и мир». Нравственно-психологический облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи.

Беседа,

практи-кум

Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.

Уметь характеризовать путь нравственных исканий Наташи Ростовой, выявлять средства характеристики персонажа, видеть приём «диалектики души» в изображении героини.

Уметь делать мультимедийную презентацию «Любимые героини Л.Толстого»

ИЗО: портреты писателя 1849 и 1851 гг., портреты кисти И.Н.Крамского, Н.Н.Ге, И.Е.Репина. И

Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав

Прочитать роман «Война и мир», подготовить сообщения по теме «Семья Ростовых и семья Болконских».

67

Семья Ростовых и семья Болконских..

1

Семья Ростовых и семья Болконских. Соединение народа как «тела» нации с её «умом» - просвещённым дворянством на почве общины и личной независимости.

Беседа,

практи-кум

Поиск информации по заданной теме, Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста.

Уметь давать сравнительную характеристику семей Ростовых и Болконских, видеть в процессе анализа идеал дворянской семьи, систему нравственных ценностей писателя.

Уметь анализировать эпизод.

ИЗО: портреты писателя 1849 и 1851 гг., портреты кисти И.Н.Крамского, Н.Н.Ге, И.Е.Репина.

История: Наполеоновские войны, участие России в заграничных походах 1805-07 гг., Отечественная война 1812 г. Восстание декабристов

Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав

Прочитать роман «Война и мир», подготовить сообщения по теме «Народ и «мысль народная» в изображении писателя».

68-69

Народ и «мысль народная» в изображении писателя.

2

Тема народа в романе «Война и мир». Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории.

Беседа,

практи-кум

Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста.

Уметь видеть в процессе анализа эпизодов, какой смысл вкладывает в понятие «народная война», в чём видит Толстой величие русского народа; понимать, что образы Щербатого и Каратаева- воплощение противоположных сторон русского национального характера

ИЗО: портреты писателя 1849 и 1851 гг., портреты кисти И.Н.Крамского, Н.Н.Ге, И.Е.Репина.

История: Наполеоновские войны, участие России в заграничных походах 1805-07 гг., Отечественная война 1812 г. Восстание декабристов

Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав

Прочитать роман «Война и мир», подготовить сообщения по теме «Образы Кутузова и Наполеона».

70

Образы Кутузова и Наполеона.

1

Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления

Беседа,

практи-кум

Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста.

Уметь видеть роль антитезы в изображении истинного и ложного патриотизма, подлинного величия Кутузова и тщеславия, безнравственности Наполеона, давать сравнительную характеристику героев; анализировать эпизод

ИЗО: портреты писателя 1849 и 1851 гг., портреты кисти И.Н.Крамского, Н.Н.Ге, И.Е.Репина.

История: Наполеоновские войны, участие России в заграничных походах 1805-07 гг., Отечественная война 1812 г. Восстание декабристов

Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав

Прочитать роман «Война и мир», подготовить сообщения по теме «Патриотизм ложный и патриотизм истинный».

71

Патриотизм ложный и патриотизм истинный.

1

Проблемы истинного и ложного патриотизма в романе «Война и мир». Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого – художника и мыслителя. Художественные особенности романа.

Беседа, лекция,

практи-кум

Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста.

Знать, каковы были политические причины, побудившие Россию поддержать союзников и выступить против войск Наполеона, своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого.

Уметь, используя текст романа и исторические документы, составлять монтаж событий, выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи, проводить сравнительный анализ героев и событий, подчёркивая, какую роль в романе отводит писатель приёму антитезы.

ИЗО: портреты писателя 1849 и 1851 гг., портреты кисти И.Н.Крамского, Н.Н.Ге, И.Е.Репина.

История: Наполеоновские войны, участие России в заграничных походах 1805-07 гг., Отечественная война 1812 г. Восстание декабристов

Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав

Повторить основные понятия по анализу прозаического текста.

72

Анализ эпизода из романа «Война и

мир».

1

Анализ эпизода из романа «Война и

мир».

Урок развития речи Практи-кум

Свободная работа с текстом и дополнитель-ной литературой

Уметь аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера; выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи, сравнивать различные точки зрения на образ главного героя.

История: Наполеоновские войны, участие России в заграничных походах 1805-07 гг., Отечественная война 1812 г. Восстание декабристов

Подготовиться к классному сочинению по творчеству Л.Н.Толстого.

73-74

Классное сочинение по творчеству Л.Н.Толстого

2

Классное сочинение по творчеству Л.Н.Толстого

Уроки РР

Владение навыками создания собственного текста и его редактирова-ния.

Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи.

Русский язык: структура сочинения-рассуждения

составление текста сочинения

Подготовить сообщения по жизни и творчеству Ф.М.Достоевского

75

Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество.

1

Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды

Беседа, лекция,

практи-кум

Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.

Знать основные понятия, биографию писателей и поэтов, изученных в первом полугодии.

Уметь находить нужную информацию из разных источников.

ИЗО: портреты Достоевского

Тезисный план или конспект лекции учителя.

Прочитать роман «Преступление и наказание», подготовить сообщения по теме «Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского»

76

«Преступление и наказание» - первый идеологический роман.

1

«Преступление и наказание» - первый идеологический роман. История создания романа «Преступление и наказание». Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского

Беседа, лекция,

практи-кум

Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. Свободная работа с текстом, понимание его специфики.

Знать историю создания романа. В процессе анализа романа уметь показывать необычность изображения Достоевским города Петербурга; определять, какое влияние оказывал город на героев романа, на их мысли и чувства, поступки.

Уметь анализировать и интерпретировать художественный текст с учётом своеобразия.

ИЗО: иллюстрации Шмаринова

Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав

Прочитать роман «Преступление и наказание», подготовить сообщения по теме «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание»

77

«Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание»

1

«Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя

Беседа, лекция,

практи-кум

Уметь делать мультимедийную презентацию «Тема «маленького человека» в творчестве Пушкина, Гоголя, Достоевского»

ИЗО: иллюстрации Шмаринова

Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав

Прочитать роман «Преступление и наказание», подготовить сообщения по теме «Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления».

78

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления.

1

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта

Беседа, лекция,

практи-кум

Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства Свободная работа с текстом, понимание его специфики.

Уметь выявлять в процессе анализа романа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к теории Раскольникова, её развенчание.

Уметь выявлять место Раскольникова в системе образов романа, проследить, как в столкновениях с героями Раскольников обнаруживает крушение свей теории, её безнравственность, борьбу добра и зла в душе героя.

Понимать роль снов в раскрытии идеи романа

ИЗО: иллюстрации Шмаринова

Индивиду-альные сообщения на заданную тему

Прочитать роман «Преступление и наказание», подготовить сообщения по теме «Композиционная роль снов Раскольникова».

79

Композицион ная роль снов Раскольникова

1

Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений.

Беседа, лекция,

практи-кум

ИЗО: иллюстрации Шмаринова

Индивиду-альные сообщения на заданную тему.

Прочитать роман «Преступление и наказание», подготовить сообщения по теме «Двойники» Раскольникова»

80

«Двойники» Раскольникова

1

«Двойники» Раскольникова

Беседа, лекция,

практи-кум

Свободная работа с текстом, понимание его специфики.

Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства

Знать, с какой целью Достоевский вводит в роман «двойников» Раскольникова.

Уметь отбирать материал дл выборочного пересказа; сравнивать героев произведения Достоевского, отмечая сходство и различие их теоретических посылок.

Литература: образы «двойников» в русской литературе: Чацкий и Репетилов, Печорин и Грушницкий.

Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав

Прочитать роман «Преступление и наказание», подготовить сообщения по теме «Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»

81

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»

1

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» и проблема нравственного идеала романа. Роль эпилога в романе.

Беседа,

практи-кум

Свободная работа с текстом и дополнитель-ной литературой

Знать, какое место в романе Достоевский отводит образу Сонечки Мармеладовой, какое отражение на страницах романа получили библейские образы и мотивы.

Уметь отбирать материал для выборочного пересказа, сравнивать героев произведения Достоевского, отмечая сходство их судеб и различие мировоззрений, анализировать конкретный эпизод, определяя его роль в контексте всего романа (эпилог)

ИЗО: иллюстрации Шмаринова

Индивиду-альные сообщения на заданную тему

Подготовить материал к сочинению по творчеству Ф.М.Достоевского

82

Подготовка к домашнему сочинению по роману Достоевского «Преступление и наказание»

1

Подготовка к домашнему сочинению по роману Достоевского «Преступление и наказание»

Урок развития речи

Владение навыками создания собственного текста и его редактирова-ния.

Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи. Владение навыками создания собственного текста и его редактирова-ния.

Русский язык: структура сочинения-рассуждения

составление текста сочинения

Подготовить сообщения по жизни и творчеству Н.Лескова. Прочитать повести и рассказы.

83

Н.С. Лесков. Жизнь и творчество.

1

Н. С. Л е с к о в. Жизнь и творчество. Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистичес-кие романы. Правдоискатели и народные праведники

Беседа, лекция,

практи-кум

Свободная работа с текстом и дополнитель-ной литературой, анализ языка произведений лескова

Знать творческий путь Лескова, особенности творческой манеры, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни.

Уметь делать индивидуальные сообщения о жизни и творчестве; объяснять смысл названия повести, определять элементы композиции, жанр; раскрывать тему праведничества, роль фольклорных мотивов, характеризовать образы главных героев

ИЗО: портрет Н.С.Лескова кисти В.А.Серова.

Литература: устное народное творчество (былины)

Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав

Прочитать повесть «Очарованный странник", подготовить сообщения по теме «Герой повести Иван Флягин».

84

Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин.

1

Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Поэтика названия повести «Очарованный странник». Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании

Беседа,

практи-кум

Свободная работа с текстом и дополнитель-ной литературой, анализ языка произведений лескова

Уметь объяснять смысл названия повести, определять элементы композиции, жанр; раскрывать тему праведничества, роль фольклорных мотивов, характеризовать образы главных героев

ИЗО: портрет Н.С.Лескова кисти В.А.Серова.

Индивиду-альные сообщения на заданную тему. Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав

Прочитать рассказ Тупейный художник", подготовить сообщения по теме «Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа»

85

Рассказ Н.Лескова «Тупейный художник».

1

Рассказ «Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств. Нравственный смысл рассказа

Беседа,

практи-кум

Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста

Уметь аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера; выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи, сравнивать различные точки зрения на образ главного героя.

ИЗО: портрет Н.С.Лескова кисти В.А.Серова.

Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав

Подготовиться к уроку внеклассного чтения по теме «Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

86

Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

1

Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

Урок ВЧ

Свободная работа с текстом и дополнитель-ной литературой

Уметь аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера; выбирать определённый вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи, сравнивать различные точки зрения на образ главного героя.

Литература: пьеса Островского «Гроза».

Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав

Подготовить сообщения по жизни и творчеству А.П.Чехова. Прочитать рассказ Чехова «Человек в футляре».

87

А. П. Ч е х о в. Жизнь и творчество. «Человек в футляре».

1

А. П. Ч е х о в. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре». «Футлярное» существование

Беседа, лекция,

практи-кум

Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста

Знать жизненный и творческий путь, идейную и эстетическую позицию Чехова, основную проблематику, своеобразие мастерства писателя.

Уметь выявлять основную идею рассказов.

Уметь анализировать рассказ

Литература: образ «маленького человека» в произведениях русской литературы (А.С.Пушкин, Н.В.гоголь)

Индивиду-альные сообщения на заданную тему

Прочитать рассказы Чехова «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах», подготовить пересказ.

88

Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова.

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах»

Беседа,

практи-кум

Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста

Уметь выявлять проблему протеста против догматической активности и общественной пассивности в рассказе «Дом с мезонином», уметь анализировать рассказ

Литература: сказка С-Щедрина «Премудрый пискарь»

Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав

Прочитать рассказ «Ионыч», подготовить сообщения по теме «Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч».

89

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч».

1

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»

Беседа,

практи-кум

Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста

Уметь раскрывать проблему истинных и ложных ценностей в рассказе Чехова, выявлять принцип нисходящего развития личности, роль детали в характеристике персонажей, в идейном содержании произведения.

ИЗО: иллюстрации к рассказам Чехова

Подготовить сообщение по теме «Особенности драматургии

А. П. Чехова».

90

Особенности драматургии

А. П. Чехова

1

Особенности драматургии

А. П. Чехова. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов.

Беседа, лекция,

практи-кум

Поиск информации по заданной теме.

Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательстваСвободная работа с текстом, понимание его специфики.

Знать особенности драматургии, эстетические принципы нового театра Чехова – «театра жизни»

ИЗО: иллюстрации к рассказам Чехова

Индивиду-альные сообщения на заданную тему

Прочитать пьесу «Вишнёвый сад», подготовить сообщения по теме «Разрушение дворянского гнезда».

91

«Вишневый сад»: образ вишнёвого сада..

1

«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда

Беседа,

практи-кум

Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства Свободная работа с текстом, понимание его специфики.

Умение определять жанровое своеобразие, основной конфликт, принципы группировки действующих лиц, средства характеристики персонажей, видеть особенности чеховской драматургии, актуальность звучания пьесы в наше время.

ИЗО: иллюстрации к пьесе Чехова «Вишнёвый сад»

Устное словесное рисование, анализ текста, ответы на проблем-ные вопросы

Прочитать пьесу «Вишнёвый сад», подготовить сообщения по теме «Старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России».

92-93

Старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России.

2

Старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России.

Беседа,

практи-кум

Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. Свободная работа с текстом, понимание его специфики.

Умение определять жанровое своеобразие, основной конфликт, принципы группировки действующих лиц, средства характеристики персонажей, видеть особенности чеховской драматургии, актуальность звучания пьесы в наше время.

ИЗО: иллюстрации к пьесе Чехова «Вишнёвый сад»

Устное словесное рисование, анализ текста, ответы на проблем-ные вопросы

Прочитать пьесу «Вишнёвый сад», подготовить сообщения по теме «Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля».

94

Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля

1

Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля

Беседа,

практи-кум

ИЗО: иллюстрации к пьесе Чехова «Вишнёвый сад»

Устное словесное рисование, анализ текста, ответы на проблем-ные вопросы

Подготовиться к зачётной работе по всем произведениям русской литературы.

95

Зачетная работа за второе полугодие

1

Зачетная работа за второе полугодие

Урок контро-ля

Поиск информации по заданной теме в различных источниках, использование мультимедийных ресурсов для систематизации информации

Знать основные понятия, биографию писателей и поэтов, изученных в первом полугодии.

Уметь находить нужную информацию из разных источников.

96

К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира».

1

К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжёлой жизни простого народа.

Беседа,

практи-кум

Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Выразительное чтение стихотворений

Уметь раскрыть особенности тяжёлой жизни простого народа, тему женской судьбы, образ горянки.

ИЗО: портрет К.Хетагурова

Индивиду-альные сообщения на заданную тему

Прочитать новеллу Мопассана «Ожерелье»

97-98

Жизнь и творчество Ги де Мопассана. «Ожерелье».

2

Жизнь и творчество Ги де Мопассана. «Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделённых земными благами. Психологическая острота сюжета. Мечты героев о счастье. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.

Беседа,

практи-кум

Свободная работа с текстом и дополнитель-ной литературой

Знать сюжет новеллы, уметь раскрывать особенности композиции, систему её образов.

ИЗО: портрет Ги де Мопассана.

Индивиду-альные сообщения на заданную тему

Прочитать драму Ибсена «Кукольный дом»

99-100

Жизнь и творчество Ибсена. «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма.

2

Жизнь и творчество Ибсена. Драма «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. Обнажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта.

Беседа,

практи-кум

Свободная работа с текстом и дополнитель-ной литературой

Знать содержание драмы, социальную и нравственную проблематику драмы. Уметь раскрывать особенности конфликта драмы. Образ Норы.

ИЗО: портрет Ибсена.

Индивиду-альные сообщения на заданную тему

Подготовить сообщение о Рембо, прочитать его стихотворения.

101

Жизнь и творчество А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль»

1

Жизнь и творчество А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощённости, свободы и своеволия художника. Склонность к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию граней между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.

Свободная работа с текстом и дополнитель-ной литературой

Знать особенности поэтического языка Рембо.

Уметь раскрывать особенности поэтики.

ИЗО: портрет Рембо

Индивиду-альные сообщения на заданную тему

102

Задание на лето

Урок ВЧ


Источник: http://gigabaza.ru/doc/108339.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Краткий словарь основных литературоведческих понятий и Музыкальные открытки с днём рождения для зятя

Анализ и художественные средства стих Анализ и художественные средства стих Анализ и художественные средства стих Анализ и художественные средства стих Анализ и художественные средства стих Анализ и художественные средства стих Анализ и художественные средства стих Анализ и художественные средства стих Анализ и художественные средства стих